ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, Стратегии повышения качества обучения детей с синдромом Смит-Магенис.

19.07.2011
Авторы: Barbara Haas-Givler, M.Ed. and Brenda Finucane, M.S. Elwyn Training and Research Institute.

Авторы: 

Barbara Haas-Givler, M.Ed. and Brenda Finucane, M.S.
Elwyn Training and Research Institute
Reprinted from Spectrum newsletter, Volume 2 (1), Winter/Spring 1995
Перевод Г.А. Ревуненковой

Поиск внимания взрослого.

Дети с СМС очень сильно ориентированы на поддержку взрослого и отличаются порой ненасытной потребностью в отдельном внимании. Эта ключевая особенность личности детей с СМС, которая имеет большое значение, как дома, так и в классе. Для ребенка с СМС, положительное внимание взрослого явно предпочтительнее, однако в ряде случаев в поисках взаимодействия со взрослым один на один, ребенок может использовать и негативную реакцию взрослого. Он может стремиться монополизировать время учителя во время учебной деятельности, перебивать его, задавать вопросы, или другими способами пытаться привлечь взгляд учителя. Часто реакции учителя на такое поведение ребенка не бывает достаточно и только разогревает интерес ребенка. Попытки учителя уделить свое внимание остальным ученикам в классе часто вызывают у детей с СМС словесные вспышки, истерики, агрессию по отношению к сверстникам, порчу имущества и т. д. 

Как же учителю справиться с этой ситуацией, когда усиленное внимание часто поощряет ребенка искать большее, а отсутствие реакции учителя вызывает вспышки негативного поведении? На этот вопрос нет простых ответов, но следующие идеи могут быть полезны. 

Спокойная атмосфера в классе.

По нашему опыту, дети с СМС очень чувствительны к эмоциям других. Очень важно, чтобы учитель старался поддерживать неэмоциональный тон при общении с ребенком с СМС для того чтобы не спровоцировать его на поиск более близкого контакта и предупредить проявления поведения направленного на привлечение внимания. Это не означает, что учитель должен оставаться холодным и похожим на робота; в самом деле, дети с СМС очень часто реагируют на любовь, похвалу, и проявления других положительных эмоций со стороны учителя. Умеренный положительный эмоциональный отклик учителя может сильно мотивировать ребенка вести себя хорошо, и многие дети с СМС исключительно стремятся угодить учителю. Однако следует иметь в виду, что такие дети легко возбудимы, и преувеличенные положительные замечания со стороны учителя могут привести к чрезмерному возбуждению ребенка. Также если учитель будет постоянно хвалить ребенка независимо от усилий прилагаемых им для выполнения задания, то вскоре, ребенок перестанет реагировать на такие замечания и будет искать другие возможности для привлечения внимания. Таким образом, учителя должны стремиться к тому, чтобы положительный эмоциональный отклик был действительно заработан ребенком и был сделан в спокойной, любящей манере.  

Не менее важно чтобы классный руководитель контролировал свои негативные эмоции. Проявления раздражения или гнева со стороны учителя будут сигнализировать ребенку о том, что он/она нашел верный способ как заставить учителя потерять контроль над собой. Кроме того, учителя, которые часто используют негативные словесные подсказки, [например, «Энни, не делай этого», «Давид, обрати внимание», «Посмотри на меня, Мария»], таким образом могут невольно удовлетворять повышенную потребность ребенка во внимании. Это является изнурительным не только для учителя, но может в долгосрочной перспективе способствовать закреплению у ребенка паттернов поведения направленных на привлечения внимания.  

Мы обнаружили, что спокойная, эмоционально нейтральная атмосфера в классе лучше всего подходит для детей с СМС. Например, если во время урока ребенок встает со своего места, постоянно прерывает учителя, пытается привлечь его взгляд, учитель может попытаться продолжить общение с классом, не делая замечания ребенку с СМС, но в то же время физически перенаправляя ее/ее обратно на свое место. Таким образом, урок продолжается без перерыва, и ребенок с СМС возвращается на свое место (снова и снова во время урока!), при этом ему не дается возможность понять, что она/он выиграла бой с учителем. Это не всегда работает, конечно, поскольку есть моменты, когда полномасштабная истерика ребенка или агрессивное поведение требуют вмешательства со стороны учителя (см. поведенческие вмешательства, ниже). В случаях же, когда это возможно, негативное поведение ребенка с СМС должно быть проигнорировано учителем или перенаправлено в другое русло, даже без словесного напоминания.

Очевидно, что такая обстановка в классе требует от учителя огромного самоконтроля и терпения. Однако если учителю удастся сохранять спокойный тон с самого начала процесса обучения, то с течением времени количество вспышек и истерик со стороны ребенка с СМС постепенно будет уменьшаться, т.к. он поймет, что своим поведением он не сможет вывести учителя из себя.  

Небольшое количество человек в классе.

Вместо того, чтобы заниматься вместе со своими одноклассниками дети с СМС начинают соревноваться с ними, пытаясь привлечь больше внимания со стороны учителя к себе. Мы обнаружили, что лучше всего дети с СМС себя чувствуют в классе с небольшим количеством учеников (5-7 ) и где учителю помогает ассистент. В случаях же когда количество учеников больше указанного, конкуренция за внимание учителя возрастает и соответственно увеличивается количество возможных поведенческих проблем.  

Также у многих детей с СМС отмечается недостаточность внимания, поэтому обучение в небольших классах будет для них наиболее приемлемым.  

Поощрения и мотивация.

Родители и учителя часто отмечают, что дети с СМС обладают сверхъестественной способностью определять слабые стороны человека, и затем используют разные поведенческие стратегии для воздействия на эти конкретные точки. Наш опыт подтверждает это умение находить так называемые «персонализированные точки воздействия». Ребенок с СМС может часто демонстрировать конкретное поведение в одном классе, и совершенно отличное, в другом. Очевидно, что дети с СМС в некоторой степени способны контролировать свое поведение, но также важно отметить, что проявления негативного поведения вызваны внутренними неосознаваемыми импульсами. При этом используемые ребенком стратегии поведения могут отражать степень его мотивации в подавлении этих невольных импульсов, особенно в ситуациях общения один на один или в ожидании конкретного подкрепления или награды. Например, ребенок, которому учитель пообещал наклейку за выполнение задания, способен контролировать свое поведение в процессе деятельности и сдерживать вспышки гнева. Однако, вслед за получением наклейки может последовать полномасштабная истерика, т.к. ребенок уже не будет мотивирован на результат и степень его контроля снизится. Для того, чтобы ребенок с СМС сам захотел контролировать свое поведение учителя должны использовать творческий подход в обучении. Одна из стратегий заключается в использовании поощрений (наклейки, индивидуальное время учителя, свободная игра) в ходе мероприятий, когда ребенок может выйти из- под контроля. Использование этой стратегии можно сочетать с предложением ребенку тех видов активности, которые ему обычно нравятся и которые обычно не требуют подкреплений. При этом желательно награждать ребенка наклейкой во время перехода от одного вида деятельности к другому (т.к. такой переход зачастую оказывается трудным для детей с SMS и подкрепление в виде наклейки может служить отвлечением). При этом нежелательно использовать пищу в качестве награды — это может привести к тому, что ребенок будет рассматривать пищу в качестве желаемой цели при любых обстоятельствах, что впоследствии может привести к перееданию и связанными с пищевыми продуктами истериками.  

Визуальные напоминания.

Нами было замечено и как позже было подтверждено доктором Элизабет Дайкенс из Йельского Университета, что дети с СМС, испытывают значительные трудности в обработке информации, которая дается последовательно или поэтапно. Например, у них могут возникнуть трудности, если учитель просит ребенка вынести мусор, принести пустые корзины обратно, а потом помыть руки. Часто ребенок не в состоянии выполнить все три этапа этой задачи из-за функциональных нарушений, возникающих при обработке последовательной информации головным мозгом. Счет и решение других математических задач также включают процесс последовательной обработки информации, и эти области могут представлять особые трудности для детей с СМС.  

Одним из способов решения этой проблемы является использование рисунков или диаграмм, для того чтобы помочь ребенку визуализировать различные этапы выполнения задания или решения математической задачи. Дети с СМС, как правило, опираются на визуальные стимулы, и им часто необходимо обратиться к наглядным средствам для руководства в изучении новой задачи. Они часто могут научиться обращаться к рисункам самостоятельно, или только с использованием минимальной помощи от учителя. Группы рисунков могут быть использованы, чтобы проиллюстрировать такие вещи, как: многоступенчатые задачи; расписание школьных занятий, арифметический счет и др. математические задачи. Они также помогают ребенку понимать установленный в классе распорядок дня, особенно когда он четко изображен на рисунках.  

Мы заметили, что у детей с СМС есть острая потребность в согласованности их повседневной жизни. Они часто ищут подтверждение того, что они выполнили задание правильно, даже если они, возможно, понимают, что сделали его корректно. Например, ребенок, которого попросили, убрать мусор, может самостоятельно сделать это, но он будет все время смотреть на учителя в поисках поддержки. Он может остановиться и спросить учителя о следующем шаге, даже если он уже знает ответ. «Что дальше?» говорит ребенок, в поисках подтверждения того, что задание выполнено правильно. Если учитель говорит: «Ты знаешь, что будет дальше. Что это такое?», часто ребенок будет реагировать правильно и переходить ко второму этапу выполнения задания. Похоже, что в дополнение к реальным проблемам, связанным с трудностями переработки упорядоченной информации головным мозгом, многим детям с СМС необходимы подсказки в процессе выполнения даже самых простых заданий. Эта необходимость в одобрении в течение дня может привести к тому, что учитель будет тратить большое количество своего времени на то, чтобы подтвердить правильность выполнения задания, которое ребенок с СМС может выполнить самостоятельно. Размещение рисунков на стене, где изображены различные этапы выполнения задания, служит для ребенка визуальным напоминанием того, что от него ожидается. Так, когда ребенок будет смотреть на учителя в поисках подтверждения того, что задание выполнено или при переходе к следующему шагу в решении задачи, преподаватель может просто указать на советующий рисунок. Таким образом, ребенок не получает полного внимания учителя, и он или она может в конечном итоге научиться самостоятельно себя направлять. Это также позволяет меньше отвлекать других учеников в классе, поскольку не требует словесного обмена с учителем.  

Поведенческие вмешательства.

У ребенка с СМС часто отмечаются нарушения поведения, которые препятствуют его обучению в классе. Избежать истерик практически невозможно т.к. ребенок не в состоянии контролировать эти импульсы. Совершенно очевидно, что ребенок действительно расстроен, из-за неспособности контролировать себя, поэтому учителя должны проявлять сочувствие и понимание. Важно обеспечить согласованность стратегий, которые могут помочь ребенку с СМС пройти через эти трудные периоды как можно быстрее.  

Во-первых, родители и учителя, работающие в тесном контакте с детьми с SMS, часто способны узнать типы ситуаций, которые могут спровоцировать поведенческие вспышки. Далее приведены некоторые из них: переходы от одного вида деятельности на другой, особенно, если ребёнку с СМС нравится вид деятельности, которая подходит к концу; неожиданные изменения в школе, например, замена учителя или школьный сбор, о котором ребенок не знает и т.д.; эмоциональное расстройство (или возбуждение) из-за действий учителя или одноклассников. Как правило, всегда есть слабые (а иногда и не очень слабые) признаки, которые свидетельствуют о том, что истерика вот-вот начнется, поэтому учителя должны вмешаться как можно скорее, прежде чем ситуация обострится. Часто, чтобы разрядить ситуацию, учителю просто нужно отвести ребенка в сторону и побеседовать с ним тихим эмоционально нейтральным тоном. Иногда рассказ любимой сказки тихим спокойным голосом способен остановить развитие истерики, особенно, если ребенок должен успокоиться, чтобы услышать, что говорит учитель. Эти вмешательства должны продолжаться ровно столько времени, сколько необходимо для того, чтобы отвлечь внимание ребенка, который после возможно захочет продолжить прерванную им деятельность.  

Однако время от времени возникают ситуации, когда предотвратить истерику уже невозможно, в этом случае лучше дать ей протекать своим путем. Мы обнаружили, что во время таких эпизодов лучше всего физически удалить ребенка из класса, так чтобы он получал меньше всего внимания и имел возможность успокоиться самостоятельно.  

Позволяя же ребенку устраивать истерику в классе, учитель тем самым будет способствовать ее более длительному продолжению из-за чрезмерного количества внимания учителя и учеников. Желательно чтобы, кто-то другой, но не учитель вывел ребенка из класса и отвел в другую комнату. Многие дети с СМС стремятся не упустить возможности в проведении какой-либо деятельности с любимым учителем, и могут очень усердно работать над собой для того, чтобы прекратить истерику.  

Трудная любовь.

Обучение детей с СМС представляет одну из самых сложных задач, однако для учителей, которые столкнулись с ними, получаемая награда может значительно перевешивать все трудности. Преподаватели нашего центра часто говорят о детях с СМС как о самых любимых и запоминаемых в хорошем смысле учениках, которых они когда-либо учили. Как многие отмечают, если бы они не были такими милыми, то было бы трудно выдержать самые непривлекательные аспекты СМС. Заимствуя известную фразу из «Корпуса Мира», обучение детей с СМС это «самая трудная, но любимая работа».  

Как себя вести с человеком, у которого синдром Смит-Магенис?

Как себя вести с человеком, у которого синдром Смит-Магенис?

/ Статьи
Клинический психолог, кандидат психологических наук Марина Цетлин продолжает.
Особенности поведения при синдроме Смит-Магенис

Особенности поведения при синдроме Смит-Магенис

/ Статьи
Предлагаем вашему вниманию новый раздел в серию публикаций «Один шанс из 25.000». Автор - клинический психолог, кандидат психологических наук Марина Цетлин.

Победа в конкурсе «Личное дело» 2022

/ Новости
Бэла Юрьевна Кафенгауз и проект «Поддержка семей, имеющих детей с синдромом Смит-Магенис» стали победителями Третьей ежегодной Премии родительских инициатив «Личное дело» им. Ольги Александровны Власовой.