Один шанс из 25.000

15.11.2021
Автор клинический психолог, кандидат психологических наук Марина Цетлин.

17 ноября 2020

Что бы вы сказали, если бы вытянули один шанс из 25 000? Шансы бывают разные.
И 1 из 25000, что вы или ваш ребенок родитесь с синдромом Смит-Магенис. И это значит, что вам и вашей семье досталась сложная история. Вас ждет много трудностей и сюрпризов, вам нужны знания, мудрость, любовь, поддержка друг друга и чувство юмора. Каждый день и каждую ночь.

Редкость синдрома создает дополнительные огромные трудности. 17 ноября — всемирный день распространения информации об этом синдроме. И это действительно очень важно. Чтобы мы все знали, что такой есть, чем он вызван, какие симптомы, что делать.

Одна мутация, которая произошла в момент зачатия определяет строение вашего тела, немало медицинских трудностей, характер физического и психического развития, очень многое в поведении, общении, характере. Дополнительная проблема в том, что все эти симптомы так разнообразны что «не приходит в голову», что у них может быть общая причина. И оно не приходит в голову не только родителям, но и большому числу специалистов. Про синдром мало знают наши педиатры, неврологи, психологи, педагоги, и поэтому так сложно получить правильную помощь и понимание.

Я бы тоже ничего о нем не знала, если бы одни августовским днем у нас в семье не родилась Соня — моя двоюродная сестра. Приключения с Соней начались с рождения. А правильный диагноз, подтвержденный генетическим исследованием, был поставлен только в подростковом возрасте. И только благодаря упорству, терпению и любви сониных родителей. Соня — первый человек в России, кому диагностировали синдром Смит-Магенис, сейчас ей 36 лет. Мне кажется, что существенную роль сыграла профессия родителей — они биологи, и благодаря своему образованию и научному опыту у них было больше возможностей разгадать сонину загадку.

Сонина мама, Бэла Кафенгауз, создала в ФБ страницу сообщества родителей детей с синдромом Смит-Магенис. Сейчас мы знаем около 20 семей из России, Белоруси, Украины и русскоговорящих семей из США и Канады. Но это очень мало. Исходя из статистики, таких семей гораздо больше и им тоже нужна помощь. И информационная, и моральная. И именно поэтому важно знать о синдроме не только семьям, но всем нам. И рассказывать, как специальную информацию, и как историю.
Бэла написала книгу «Опыт воспитания ребенка с синдромом Смит-Магенис», когда Соня была уже взрослой. И когда я ее читала, я возвращалась в свое детство и в свои воспоминания о Соне и о всех нас, и очень много непонятного, странного, запутанного становилось понятнее, теплее и проще. За это я отдельно и особенно благодарна Бэле.

Один человек встречает в жизни много других людей. Особенности даже одного человека затрагивают много-много других. Поэтому нам так важно знать и понимать не только себя, но и друг друга. Так появляется возможность жить вместе. А еще возможность увидеть жизнь не только своими глазами, которые всегда видят только часть.

5 ноября 2021

Я обещала писать про Синдром Смит-Магенис. Но для того, чтобы что-то понять про синдром и про жизнь с ним и вокруг него, нужно сначала сообразить, что такое вообще генетический синдром. Так что сегодня пост для тех, кто слышал что-то такое только краем уха.

По последним (неокончательным) подсчетам у человека должно быть «чуть более 20 тысяч генов белков, а вместе с генами РНК — возможно, 200–300 тысяч, но, может быть, и меньше» (https://elementy.ru/nauchnopopulyarnaya_biblioteka/434674/Skolko_u_nas_genov).

То есть очень много. Теоретически любой из этих генов может быть нарушен в силу каких-либо причин. А это значит, что у нас помимо огромного числа генов потенциально огромное число генных аномалий.

Но всегда интересует не столько теоретические возможности, сколько практика и каждодневная реальность. А она такова, что примерно от 53 до 79 из 1000 живых людей обнаружат у себя до 25 лет какое-либо заболевание, связанное с генетикой. Некоторые аномалии проявляются чаще, некоторые реже.

Цена «поломки» генов может быть разной. От полной несовместимости с жизнью до получения преимуществ в конкурентной борьбе. Например, знаменитые ресницы Элизабет Тейлор — тоже результат генной аномалии.

Если генетическая поломка вызывает целый комплекс признаков, всю совокупность этих признаков + идентифицированную аномалию называют генетическим синдромом.
Генетический синдром невозможно вылечить. Только генная инженерия претендует в принципе на такую возможность.

Наша повседневная медицина, даже самая передовая, может бороться с симптомами или последствиями — и часть из синдромов компенсируется довольно успешно.

На сайте https://www.rx-genes.com/how-to-use-this-site/ собраны информация о планах лечения более 600 генетических заболеваний.

Один из самых известных и оптимистичных примеров — фенилкетонурия. Ее можно подтвердить клинически при рождении, тест стал уже рутиной. Если она есть, то ребенку прописывают определенную диету. И если родители честно соблюдают предписания, ребенку гарантировано нормальное физическое и интеллектуальное развитие, в противном случае ему (ей) гарантированы целый ряд серьезных неврологических проблем, включая умственную отсталость.

Но есть гораздо более неутешительные истории, включая муковисцидоз, синдром мышечной атрофии — эти два привожу в пример, потому что последнее время истории людей именно с этими синдромами чаще попадаются в СМИ. А большая часть из нас о генетических синдромах и проблемах развития узнают только из этого канала: СМИ, сбор денег на лечение, истории выживания.

Среди генетических аномалий есть такие, которые вызывают системное изменение в развитии организма, сразу многих его систем. Ощущение, что человек «рассыпается» со всех сторон, и не знаешь за что хвататься, чтобы как-то это остановить. Синдром Смит-Магенис как раз из этой группы.

И самое важное именно в таких случаях «рассыпанная» достоверно понять причину. Потому что наличие или отсутствие генетических факторов является ключевым для определения всего: лечения, организации жизни, перспектив развития, возможности взрослой самостоятельной жизни и тд и тд и тд.

История любого генетического синдрома нарушения развития начинается с того, что врачи (чаще даже один врач) описывает собственные наблюдения: в практике встречаются люди с определенными сходными характеристиками. Это могут быть особенности строения тела, или особенности поведения. Публикуется совокупное описание. Другие врачи смотрят на своих пациентов и начинают замечать похожие случаи. Собирается статистика, уточняются описания. С тех пор как клиническая молекулярная генетика вошла в нашу жизнь, врачи просят сдать генетический анализ, если они видят часть или полный список характерных особенностей. Но это если генетическая основа уже известна. У части синдромов мы до сих пор не знаем четких генетических маркеров

Поскольку все начинается с наблюдательности врача, редкие генетические синдромы остаются в тени.
Для сравнения синдром Дауна в среднем есть у 1 ребенка из 700 новорожденных. И про него мы знаем уже очень много. Его описание впервые опубликовано 1862 году Джоном Дауном ( Даун относил это заболевание к психической патологии).
СМС встречается 1 на 25000 случаев: 1/700 и 1/25000 это серьезная разница. Первая публикация о синдроме Смит-Магенис вышла в 1982 году. Автор Элен Смит. А в 1986 вышли две статьи, в которых была описана уже группа из 15 пациентов (Smith с соавт., 1986; Stratton с соавт., 198).

Правда по мере того, как продвигается скрининг и совершенствуются методы, СМС стали выявлять чаще — 1:15000 (Smith с соавт., 2006а; Elsea и Girirajan, 2008)

Молекулярный скрининг на синдром Смит-Магенис среди пациентов с задержкой психического развития неизвестной этиологии оказался еще выше — 1:569. (Struthers с соавт., 2002).

Примерно у 75% больных СМС имеется типичная делеция 17p11.2 (поэтому эти цифры на рамке), соответствующая потере 4 миллионов нуклеотидов. У остальных больных отмечаются атипичные делеции, которые, затрагивая критический для СМС локус 17p11.2, выражаются в утрате большего или меньшего участка 17-й хромосомы. Все делеции 17p11.2, влекущие за собой СМС, включают делецию гена RAI1.

То есть при подозрении на СМС можно сделать анализ и получить четкий ответ.

Эта генная поломка не является наследственной. Она относится к классу de novo — то есть делеция происходит во время обмена генным материалом между отцовской и материнской половыми клетками. Это чистая лотерея. И иногда выпадает СМС.

Если поместить сюда список «что не так» с людьми с СМС, текст сразу увеличиться вдвое. Так что оставлю ссылки на подробные описания в комментариях.

Ощущение близких, которые растят ребенка с СМС, что «не так» практически все: кости, зубы, мышцы, слух, зрение, сон. Они «не так» едят, пьют, развиваются, ведут себя, реагируют на людей… Множество поступков и реакций людей с СМС у окружающих вызывают полное недоумение. И еще эти люди никогда не становятся взрослыми и полностью самостоятельными. С одной стороны из-за собственных особенностей, а с другой — у них огромный риск усугубления инвалидизации при определенных характеристиках среды. Например, моя двоюродная сестра с СМС не может передвигаться одна по городу, но прекрасно самостоятельно гуляет по территории Беломорской биостанции просто потому, что там нет машин, светофоров, дикого шума и толпы народа. Зато есть понимающие люди.

Даже если ориентироваться на частоту встречаемости 1:25000 в нашей стране должно проживать не меньше 5700 людей с СМС, а если ориентироваться на 1:15000 — почти 10 000. Подавляющее большинство этих людей мы не знаем. В сообществе родителей детей с СМС гораздо меньше людей.

Какова вероятность, что вы столкнетесь с человеком с СМС в своей жизни? Довольно маленькая. Какова вероятность, что родители ребенка с СМС встретят непонимание, неприятие от людей и бестолковость в медицинском ведении? Огромная. По той же самой причине. Как и другие редкие заболевания, СМС нуждается в информационной сетке — чем больше людей о нем знает, тем выше шанс помочь человеку, который окажется тем самым редким случаем.

Моя двоюродная сестра Соня — самый старший человек с СМС у нас в стране — из тех, у кого есть подтверждённый диагноз. Ее мама Бэла Кафенгауз написала книгу о своем опыте, о том, как удалось выяснить диагноз, о том, что переживали родители, и как росли Соня и ее младшая сестра Вера. И организовала общество родителей детей с СМС https://www.smith-magenis.ru

8 Ноября 2021

Сегодня хочу написать про то первое, на что окружающие обращают внимание, когда встречаются с людьми с СМС — внешность. И это тоже «лонгрид».

Восприятие внешности другого человека для нас самый загадочный процесс. 3 минуты отступления, чтобы получше понять масштаб и скорость процесса.

Однажды доктору психологических наук отдали на рецензию автореферат диссертации о механизмах досознательной обработки зрительных стимулов у людей с синдромом аутизма. Работа из нашей лаборатории, так что история абсолютно доствоерна. Прочитав работу, доктор психологических наук сказала, что она вообще не понимает о чем речь: «какие такие процессы опознания, если я смотрю на стул и моментально вижу — это стул. Это происходит мгновенно, там ничего не может быть.»

На самом деле не все так просто, но все настолько быстро, что мы не в состоянии осознать, что и как происходит в нашей голове до моментального озарения относительно стульев, столов, телевизоров и прочего.

Так вот, когда мы видим человека, мы также «мгновенно» составляем мнение о нем. Мы толком не можем сказать, почему один нам кажется красивым, а другой нет. Почему люди одного типа вызывают симпатию, а другого — подозрительность. Почему с одними людьми мы согласны иметь дело, а от других стараемся отойти подальше или пересесть на другое кресло в транспорте. «Я просто нутром чую».

Это нутро успевает проделать ошеломительную по объему работу, сверив линии, углы и контрасты с собственным личным опытом и культурным кодом. Скрытый расизм, скрытые фобии определенных черт лица, цветов и тд и тп живут именно в этой части работы мозга. Так же, как и возможность выжить, не приближаясь на опасное расстояние к больным и агрессивным людям. Инстинкт самосохранения никто не отменял.

Это очень интересная область, но в нее мало кто заглядывает. Подавляющее большинство людей абсолютно довольно результатами своего восприятия. И гордятся своей проницательностью.

Если попробовать понять, как современный культурный, образованный и добрый человек воспринимает незнакомцев, можно выделить примерно три «слоя» информации о теле человека.

И даже такой «расклад» восприятия уже является огромным культурным достижением.

Первый пул черт — то, что досталось человеку «от природы». Этнические и семейные черты: цвет кожи, фактура волос, форма частей лица, пропорции тела. Мы настолько «окультурились», что по крайней мере на уровне сознания понимаем, что тут уж кому что досталось, человек не виноват, и эта информация ничего не сообщает о нем самом по большому счету. Конечно, нам все равно одни люди нравятся больше, а другие меньше, но вроде уже никто не винит друг друга в той или иной форме глаз.

Второй пул — то, что в рамках культуры считается возможным изменить. И по этому пулу характеристик мы моментально судим о характере человека. Мы не осознаем, но мы судим. в нашем обществе это прежде всего полнота, подтянутость фигуры, ловкость движений. В нашей культуре укоренился миф, что вес и накаченность пресса абсолютно контролируемый процесс. Полный человек рискует получить мысленную бирочку «безвольный», «запущенный», «плюющий на себя» и все остальное. Ну, потому что, правда, лень что-ли пресс покачать и за диетой последить? «элементарные вещи». Если речь о ребенке, те же мысленные бирки навешиваются на родителей. То же самое с чрезмерно тощими и слабыми людьми, людьми, натыкающимися на прохожих, сползающих по креслам транспорта на пол, сползающих по стенке, сколиозных и тд и тп.

Третий пул — сведений вид. Тут мы еще категоричнее, чем в вопросах полноты. Мы еще краем уха слышали, что полнота может быть результатом нарушения обмена веществ, а тощесть — результатом анорексии и несчастной жизни, что у людей с разным доходом разные возможности питания и тп. Но уж умыться, прилично одеться, стряхнуть с себя крошки, «ну уж это уже чисто от человека зависит». И еще категоричнее судим родителей, если они выводят нам на глаза замызганных или грязноволосых детей, в закрученной или съезжающей одежде, хотя и по размеру, в стоптанных ботинках или с обгрызенными ногтями. Список можно продолжить.
Мы можем быть очень добрыми, но все равно от этих мыслей деться некуда. Мы можем их «загнать в подполье». Мы можем себя ругать или воспитывать — что хорошо бы вообще так не думать, но избавиться целиком от того подхода, вероятно, могут только святые люди.

Люди с СМС имеют несчастье не соответствовать культурным и эстетическим идеалам по всем этим пулам. И на самом деле нужно увидеть подряд несколько людей с этим синдромом, чтобы понять, что между ними общего. Все-таки он достаточно редкий, вы не сможете видеть их каждый день и набирать собственную статистику под рубрикой «человек с СМС». В комментарии к посту — видео, которое подготовили родители детей с СМС из русскоязычного сообщества. Низкий поклон и глубокая благодарность всем участникам за смелость и доверие нам всем, кто готов посмотреть и запомнить. Такие ролики создают и родители из других стран — и тогда еще больше понимаешь, как развивается тело человека с генотипом СМС. Мне кажется, что это просто must watch and keep in mind — обязательно увидеть и запомнить — для любого специалиста, работающего с людьми. Потому что дети с СМС к врачам генетикам попадают в последнюю очередь. Сначала они попадают к дефектологам, психологам, терапевтам, лорам, стоматологам, специалистам по грудному вскармливанию, коррекционные педагогам, просто педагогам.

Если попытаться расписать то, как СМС влияет на все три пула характеристик внешности получится примерно так:

Первый пул (который условно все готовы «простить»)

  • характерные черты лица: широкое квадратное лицо; относительно большие поперечные размеры головы; выпуклый лоб; сросшиеся брови; монголоидный разрез глаз; глубоко посаженные глаза; широкая переносица; недоразвитие средней трети лица; короткий нос с открытыми вперед ноздрями; малая высота носа; малые размеры нижней челюсти, а со временем — выступание нижней челюсти вперед; вывернутая наружу мясистая верхняя губа, имеющая форму шатра);
  • низкий рост, маленькие кисти и стопы, короткие пальцы рук и ног, плоскостопие, необычная походка (с широко расставленными ногами);
  • низкий хриплый голос;
  • косоглазие, близорукость и другая патология глаз; а для внешнего наблюдателя это все определяется словом «очки». Очки люди с СМС чаще всего надевают очень рано.

Второй пул

  • низкий мышечный тонус; это тоже заметно, потому что человек с низким тонусом все время «расплывается» по поверхности, на которой сидит или стоит. Особенно мы обращаем внимание на эту черту у взрослых людей, потому что к детям у нас меньше требований по поводу «подобающего поведения» в этом вопросе.
  • необычная координация движений, поддержание позы, резкость движений. На людей это всегда оказывает настораживающее впечатления, даже если мы и не можем сами себе объяснить, в чем дело.
  • полнота; люди с СМС очень легко набирают вес и очень тяжело его сбрасывают. На это есть множество причин. В частности, одна из них заключается в том, что СМС приводит к довольно специфическому пищевому поведению, которое очень сложно скорректировать. Если бы родители знали об этом с раннего возраста ребенка, может быть, было бы чуть больше возможности для маневра и выстраивания оптимальной линии поведения, но пока что это из области фантастики — рано узнать про диагноз и вести себя соответственно. Отдельную проблему представляет и то, что «пищевое воспитание» родителям приходится проводить не только с ребенком, но и с окружающими. Например, когда Соня росла, наша большая семья была довольно активной в смысле гостей и сборов. И я помню, с каким трудом Бэле приходилось объяснять не только Соне, но и нам всем, что масло и белый хлеб, который так просит Соня, давать нельзя. Казалось бы, такая простая вещь, но как мы все сложно привыкали. «Почему нельзя?» » Ну сегодня-то можно.» «А она все равно не ест ничего другого» и тд и тд и тд. Сама была такая, и сама не понимала. При этом все бы гораздо легче поняли и больше бы старались, если бы знали диагноз, знали про генетику, понимали бы механизм. Но Соне поставили диагноз только в 13 лет, и все первые 13 лет ее жизни никто не понимал, что происходит и с какой реальностью мы имеем дело.

Третий пул (почему-то по нему мы судим людей наиболее категорично)

Все наше поведение, связанное с опрятностью, основано на саморегуляции: мы должны осматривать сами себя и ликвидировать недостатки. Теперь представьте, что вы плохо видите — как вы заметите крошки? Представьте, что у вас сниженная чувствительность к боли и вообще проблемы с сенсорикой. Вы можете оказаться не в курсе, что с вами на вид что-то не так. Наши гигиенические процедуры на самом деле требуют ловкости. Это тонкая моторика и сложная координация. Очень многие «элементарные», «базовые» вещи для людей с СМС являются настоящим вызовом. Примерно, как здоровому человеку научиться ходить колесом и крутить сальто. Каждый может научиться, и сколько людей это умеет на самом деле? Я вот не умею. Ни ходить колесом, ни крутить сальто.

Родители детей с СМС не меньше любого из нас хотят, чтобы дети были опрятными, и расстраиваются, если дети не хотят этого столь же страстно. А дети часто не хотят, когда маленькие. На что-то соглашаются, а на что-то нет. У них собственная шкала ощущений и ценностей этих ощущений.

Все-таки московское сообщество специалистов, работающее со сложными детьми, не так уж и велико. Когда я выросла и вошла некоторым боком в эту среду, я несколько раз слышала от специалистов впечатления разных случаев. В некоторых из них я «постфактум» узнавала Соню. Соня была загадкой для всего этого сообщества. Она была тем самым «слоном», которого пытались лечить с разных сторон, и часто даже профессиональным людям казалось, что родители заняты не тем, чем нужно. «Слишком амбициозная мама. Ребенок не умеет то-то и то-то (те самые элементарные вещи), а она озабочена математикой.» «Видно же, что нужно думать о том-то и том-то, а она волнуется о фортепиано. Совершенно человек не понимает реальности». Если прочтете книгу Сониной мамы, Бэла Кафенгауз, вы узнаете, почему так нужны были и математика, и фортепиано. И это будет интересно.

Конечно, помимо внешности, мы очень чутко реагируем на поведение человека. Но про поведение и психическую жизнь с СМС в следующий раз.
Спасибо всем, кто дочитал до конца)

15 ноября 2021

Я обещала написать про ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.
При СМС выделяют две глобальные характерные проблемы:
1 нарушение сна и 2 полная или частичная неспособность адаптироваться к общепринятым социальным правилам и нормам поведения и по отношению к себе, и по отношению к другим людям.

Все всегда начинают со второго, потому что эта проблема заметнее. Но я хочу начать с первой. Итак, ПРО НАРУШЕНИЯ СНА.

Мы привыкли, что недосып — дело житейское. И это одна из самых зловредных привычек, которыми мы только обзавелись. Я глубоко благодарна Анне Вальгрен за то, что ей удалось меня в этом убедить и что ей удалось разработать способ приучения детей к отличному сну в любых обстоятельствах. Мне очень жаль, что с ее книжкой я встретилась только на третьем ребенке. И мне жаль, что ее способ, скорее всего, не сработает с детьми с СМС. И дальше станет понятно почему.
Я пользовалась научными статьями про СМС, опубликованными не ранее 2017, личным опытом и общим курсом нейрофизиологии.

Чтобы разговаривать о нарушении сна, нужно хотя бы примерно представлять, а как это устроено в норме.
У человека и многих других млекопитающих существует ряд общих особенностей работы нервной системы. Знать их очень важно, чтобы понять, что же не так со сном при СМС
Итак:

  1. Уровень активности нервной системы в течение суток меняется.
  2. Уровень активности подразумевает не только то, как мы двигаемся или хорошо соображаем. Он касается огромного числа физиологических параметров: температуры тела, уровня кортизола, уровня гормона роста, обменных процессов и тд и тп.
  3. Чередование сна и бодрствования — самый известный и очевидный для всех частный случай этой нашей циклической активности. И самый «интегральный»: все наше тело, все наши системы живут в разных режимах в течение сна и в течение бодрствования.
  4. У большинства млекопитающих уровень активности привязан к смене дня и ночи, НО степень освещенности мира не является главной в этой истории, хотя и является важным регулятором:
  • Если вы решите побыть добровольцем в эксперименте и запретесь на месяцы в помещении без естественного освещения, у вас все равно сон и бодрствование будут чередоваться «сами по себе», хотя есть большой шанс сползти на цикл не из 24, а из 25 часов.
  • Если вы перелетите в часовой пояс, отстающий или опережающий ваш привычный на 5-6 часов (некоторым достаточно и 3-4), то у вас как минимум на 2-3 дня случится Jet Lag, который по-русски называется длинно и неуклюже: расстройство суточного биоритма в связи с дальним перелетом. То есть вы сможете перестроиться на новый ритм, но не со скоростью перелета.
  • Люди способны жить в условиях полярного дня и полярной ночи, и при этом не впадать на полгода в спячку или бессонницу.
  • Если вы решите стать «ночным существом» и сознательно и планомерно будете активничать по ночам и спать днем, то привыкните и к этому, а перестраиваться обратно будет очень трудно и потребует огромной осознанности и силы воли, сколько не свети солнцем в окошко, потому что это примерно как избавляться от психологической зависимости от табака или алкоголя.
  1. Такая цикличность возможна потому, что в мозге существуют специальные нейроны, работающие «сами по себе». Они живут совсем рядом со зрительным нервом, их место жительства называется Супрахиазматическое ядро гипоталамуса. Совсем условный перевод: в глубине мозга, сразу над перекрестом зрительного нерва. Даже если такой нейрон поселить в чашку на питательной среде, одного единственного, его активность будет носить четкий циклический характер: мы обладаем нашими собственными, внутренними «часами». И эти часы являются системообразующей вещью для функционирования всего нашего организма (а не только поднятие век на период бодрствования и опускание век на время сна). Конечно, эти нейроны получают информацию об уровне освещенности снаружи. Именно потому что в нормальном варианте у нейронов СЯ есть эта информация, мы в состоянии переживать jet lag и сдвигать свой суточный цикл. По этой же причине мы предпочитаем задергивать окна темными шторами летом и с трудом встаем зимой по утрам в темноте.
  2. Набросок механизма сна выглядит так: основное решение — «время спать-время не спать» — принимают нейроны СЯ. И делают это с упорством и независимостью часового механизма на вечном двигателе. Их активность регулирует работу sleep-on и sleep-off клеток в нижних отделах мозга, которые имеют широкий выход практически на все зоны мозга, отвечающие за переработку информации и регуляцию поведения. Как следует из названия клеток, через них СЯ способно погружать или активировать весь мозг.
    Также СЯ влияет на клетки шишковидной железы, которые выделяют мелатонин. Потому что мелатонин = гормон засыпания.
    Если у вас в крови много мелатонина, никакая идея об ответственности за невыполненные дела не оторвет вас от сна, если у вас нет в крови мелатонина, вам практически гарантирована бессонница независимо от степени усталости.

«Внутри» сна происходят не менее увлекательные процессы, все-таки зачем-то мы спим как минимум несколько часов подряд в сутки.

По современным предположениям, в определенные циклы сна происходят такие важнейшие вещи как «починка» тела, компенсация хронических проблем со здоровьем, обработка информации, полученной за день, осмысление опыта, прожитого за день.

Хроническое нарушение сна, в том числе недосып, приводит, очевидно, к ухудшению здоровья, невозможности полноценно осмыслять то, что с тобой произошло за день, снижает способность обучения и долгосрочного запоминания информации. И, как следствие, вялости, слабости, снижения интеллектуальной деятельности и повышения раздражительности.

При синдроме Смит-Магенис, как показывают исследования, есть две достоверные «поломки» этой замечательной системы, и обе из них лежат «в самом сердце» механизма регуляции сна:

  • внутренние часы сбиты таким образом, что человек СМС от рождения ночное существо. То есть происходит что-то именно с нейронами Супрахиазматического ядра — ссылка на статью в первом комментарии;
  • нарушена цикличность продукции мелатонина, из-за чего его очень много выделяется днем и практически не выделяется ночью.
    Лично мне пока из статей не очень понятно, это одно и то же нарушение, или все-таки два независимых.

А теперь представьте, что происходит в нашем социальном мире, когда в семье рождается ребенок с СМС. Все очень просто и довольно фатально: он не может спать по ночам и безудержно засыпает днем.
Учитывая, что у детей с СМС еще и существенное снижение мышечного тонуса, им очень сложно сосать молоко, поэтому накормить такого младенца досыта ужасно сложно.

То есть первое, что начинает происходить с такими младенцами — они плохо едят и плохо спят.
Но малышам и позволено плохо спать, поэтому первые 3-4 месяца все терпят, а мама выслушивает от всех обеспокоенных родственников дикое количество советов по вскармливанию и предположений, что она делает не так — и с кормлением и со сном.

Здорового младенца, даже со сложностями засыпания, еще вполне можно приучить отлично спать всю ночь примерно к тем самым 3-4 месяцам. У родителей появляется возможность отоспаться, а у ребенка возможность откормиться. Потому что в сонном виде никто толком поесть не может, даже с нормальным мышечным тонусом.

Но если здорового младенца, даже со сложностями засыпания, еще вполне можно приучить отлично спать всю ночь примерно к тем самым 3-4 месяцам, и у родителей появится возможность отоспаться, то ребенка с СМС этому «приучить» невозможно. Потому что плевать этому организму на тишину, темноту, укачивание и прочие трюки, которые спасают других детей, — он(а) активен ночью и спит днем. И это его нормальная жизнь. А вот все окружающие ведут себя очень странно: спят, когда не надо, и раздражающе прыгают и теребят тебя, когда все нормальные люди должны спать.

Итог достаточно плохой: ни дети ни родители не могут находиться одновременно в одинаково активном состоянии. И у родителей нет возможности перейти на ночной режим. Их работа — днем, их родные и друзья не спят — днем, магазины и прочие учреждения работают — днем.

Человечий мир за пределами ночных клубов к ночи засыпает.
Но тут просыпается ваш любимый ребенок с СМС и сообщает, что теперь можно и поесть, и поиграть, и поболтать, и даже чему-нибудь научиться.

Детские сады и школы — удивительно — тоже работают днем. То есть не только родителям нельзя становиться «ночными», но и ребенка как-то надо перетащить в «дневные».

А еще у людей с СМС есть другие особенности, которые провоцируют частое просыпание и затруднение дыхание во сне.
Когда Соне было около 4 или 5, она, бодренько скача у ночного окна, спросила у родителей: «Почему луна не светит с этой стороны?». Я помню этот вопрос уже больше 30 лет. Для меня это какое-то абсолютное воплощение любопытства и поэтичности, и огромного потенциала человека, который такие вопросы задает.

Не знаю, помнят ли его Бэла с Сашей, потому что к тому времени я вообще не представляю, как они так здорово держались. Мой личный опыт выращивания ребенка с нарушениями сна до 6 лет — гораздо более мягкими, и все же — показывает, что уже после полугода такой жизни ты становишься чем-то вроде сомнамбулы, причем сам этого уже не осознаешь и думаешь, что держишься вполне бодрячком. И сажаешь ошибку за ошибкой в этом самом выращивании.

Невозможно, по крайне мере пока, целиком изменить такую природу ребенка с СМС, но если ты знаешь, что она именно такова, то ты получаешь в руки ключевую информацию, которая позволит принимать решения об организации жизни. И детской, и взрослой. Позволит понять, что это не пройдет, что ты не виноват, что тут не сработают «обычные» методы, которые тебе предлагают со всех сторон с биркой «точно поможет».

Ну и напоследок заход на следующую проблему людей с СМС — о неадаптивном поведении. Какое поведение было бы у вас, если бы вы росли недоспавшим, а в раннем детстве еще и недоевшим, если бы всегда не попадали в фазу общей активности, и никто бы не понимал, что с вами такое, зато все вокруг ползали, как сонные мухи, когда вы готовы как следует пообщаться?

На первой картинке — активность одной единственной клетки Супрахиазматического ядра мыши (Annu. Rev. Physiol. 2010. 72:551–77). Одной и тех, с которых все начинается. По горизонтали отмечены дни длинными рисками — день за днем, две недели подряд. По вертикали — уровень активности.

На второй картинке — Соня и кошка — существо, которое тоже очень любит спать днем. Это вечерний семейный праздник — то самое время, когда встречаются ночь и день)

Активность одной единственной клетки Супрахиазматического ядра мыши (Annu. Rev. Physiol. 2010. 72:551–77) Одной и тех, с которых все начинается. По горизонтали отмечены дни длинными рисками — день за днем, две недели подряд. По вертикали — уровень активности.
Соня и кошка — существо, которое тоже очень любит спать днем. Это вечерний семейный праздник — то самое время, когда встречаются ночь и день)

Как себя вести с человеком, у которого синдром Смит-Магенис?

Как себя вести с человеком, у которого синдром Смит-Магенис?

/ Статьи
Клинический психолог, кандидат психологических наук Марина Цетлин продолжает.
Особенности поведения при синдроме Смит-Магенис

Особенности поведения при синдроме Смит-Магенис

/ Статьи
Предлагаем вашему вниманию новый раздел в серию публикаций «Один шанс из 25.000». Автор - клинический психолог, кандидат психологических наук Марина Цетлин.

Победа в конкурсе «Личное дело» 2022

/ Новости
Бэла Юрьевна Кафенгауз и проект «Поддержка семей, имеющих детей с синдромом Смит-Магенис» стали победителями Третьей ежегодной Премии родительских инициатив «Личное дело» им. Ольги Александровны Власовой.